Preview

Балтийский экономический журнал

Расширенный поиск

Обоснование стратегии развития сельского хозяйства Анголы: маркетинговый подход

https://doi.org/10.46845/2073-3364-2024-0-3-152-168

Аннотация

   Статья посвящена решению проблемы снижения отсталости в аграрной отрасли Анголы за счёт предложения на основе маркетингового исследовательского инструментария стратегии развития сельского хозяйства страны. В работе на основе рассчитанных авторами индикаторов эффективности управления сельским хозяйством Анголы подтверждена технологическая отсталость отрасли, крайняя степень импортозависимости по аграрной продукции, неудовлетворительный уровень продовольственной безопасности на фоне неблагоприятной природно-климатической обстановки и последствий военных действий в стране. Сделан вывод о необходимости государственного вмешательства и крупных инвестиций в сельскохозяйственную отрасль Анголы. В рамках маркетингового подхода к исследованию проведен анализ жизненного цикла аграрной отрасли страны на базе расчётов средних темпов прироста показателей валового сельскохозяйственного продукта, сельскохозяйственного дохода отрасли, конкурентоспособности
сельскохозяйственных производителей, прямой поддержки аграриев, численности населения страны и отраслевых предприятий за десятилетний период. Полученные результаты свидетельствуют, что сельское хозяйство современной Анголы наиболее близко к состоянию, соответствующему стадии "рождения", и доказывают целесообразность применения стратегии целевых государственных инвестиций, направленных на повышение производительности труда и технологической оснащенности в отрасли, на борьбу с засухой и разминирование посевных площадей. Предложен механизм финансирования сформулированных в рамках стратегии мероприятий за счёт перераспределения средств от нефтяного, наиболее выгодного в Анголе бизнеса. Отмечено, что в нефтяном секторе Анголы отсутствует прозрачное налогообложение, иностранные нефтяные компании активно лоббируют свои интересы в правительстве и часто добиваются льготного, невыгодного для Анголы налогообложения. На основе статистических данных о нефтяных доходах страны рассчитана суммарная ставка налогообложения в размере 32 %, что относительно других стран является чересчур низким показателем. Пересмотр системы налогообложения Анголы для иностранных нефтяных компаний позволит получить дополнительный доход, который может стать источником финансирования обоснованной в работе стратегии развития сельского хозяйства.

Об авторах

Е. С. Енина
ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет"
Россия

Екатерина Сергеевна Енина, канд. экон. наук, доцент

кафедра менеджмента 

Калининград



Э. Э. К. Нето
ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет"
Россия

Элбер Эметерио Куссока Нето, выпускник магистратуры

Калининград



Список литературы

1. Региональная экономика : учеб. / под ред. В. И. Видякина, М. В. Степанова. Москва: ИНФРА-М, 2005. 666 с.

2. Жигулина Н. С., Ефимова Л. А. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития // Молодой ученый. 2019. № 46(284). С. 376-380.

3. Кёстер У. Основы анализа аграрного рынка : учеб. пособие / пер. с нем. под ред. Е. В. Серовой. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 360 с.

4. Fantini A., Rover O. J., Chiodo E., Assing L. Agroturismo e Circuitos Curtos de Comercialização de Alimentos Orgânicos // Biológicos na Associação “Acolhidana Colônia” SC/Brasil. RESR. 2018;6(3):517-534.

5. Life cycle assessment in Brazilian agriculture facing worldwide trends / C. F. Ruviaro [et all.] //Journal of Cleaner Production. 2012;28:19-24.

6. Абазова Л. Х. Особенности маркетинга и его становления в аграрном секторе экономики России // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 55-1.

7. Брянская О. Л. Особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции // Наука без границ. 2018. № 1(18).

8. Кабаненко М. Н., Угримова С. Н., Кабаненко А. Е. Особенности маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий // Креативная экономика. 2020. Том 14, № 12. С. 3367-3380

9. Казарова А. Я., Айдинова А. Т. , Косинова Е. А. Развитие и формирование рынков сельскохозяйственной продукции : учеб. пособие. Ставрополь: Ставропольский гос. аграр. ун-т (СтГАУ), 2021. 77 с.

10. Менеджмент в агропромышленном комплексе : учеб. пособие для бакалавров / Т. И. Кружкова, Е. М. Кот, А. В. Ручкин [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГАУ, 2020. 308 с.

11. Мамай О. В., Мамай И. Н. Совершенствование системы инновационного развития аграрного сектора региональной экономики : монография. Кинель: РИО Самарского ГАУ, 2019. 176 с.

12. Наседкина Т. И., Черных А. И., Гончаренко О. В. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции : монография. Белгород: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2022. 103 с.

13. Мокута Серафим Гонга, Ангола: современное социально-экономическое положение и тенденции развития // УЭкС. 2015. № 10(82).

14. Гомбо Т. Ф., Мухаметзянов Р. Р. Современная экономика Анголы: углеводороды, сельское хозяйство, продовольственная безопасность // Актуальные вопросы развития современного общества, экономики и профессионального образования : матер. XIХ Междунар. молодеж. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 марта 2022 г. Екатеринбург: РГППУ, 2022. С. 68-72

15. Алберту Ж. Д., Висенте Ж. Д. Развитие экономики Анголы // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход : матер. V Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2019. С. 6-10.

16. Анализ размера и доли сельскохозяйственного рынка Анголы – тенденции роста и прогнозы (2024-2029 гг.). Отчет Mordor Intelligence. URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/agriculture-in-angola (дата обращения: 30. 08. 2024).

17. Енина Е. С. Модель оценки эффективности управления аграрной сферой региона в разрезе современного маркетинга // Образование и наука: современный вектор развития : сб. трудов по матер. II Нац. науч.-практ. конф. (Керчь, 16-17 июня 2023 г.). Керчь, КГМТУ, 2023. 323 с.

18. Национальный Институт статистики Анголы (Instituto Nacional de Estatistica). Официальный сайт. Режим доступа на 10. 05. 2023: https://www.ine.gov.ao/Arquivos/arquivosCarregados//Carregados/Publicacao_638097190203119643.pdf

19. "Обзор ВЭД: Ангола": аналитический обзор. Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России AGROEXPORT. Режим доступа на 10. 11. 2023: https://aemcx.ru/reviews/обзор-вэд-ангола-2/

20. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / пер. c англ. Москва: Альбина Паблишер, 2016. 740 с.

21. Life cycle assessment in Brazilian agriculture facing worldwide trends / C. F. Ruviaro, M. Gianezini, F. S. Brandão [et all.] // Journal of Cleaner Production 2012;28:9-24.

22. Energy Capital & Power. The leading Africa-focused global energy investment platform. URL: https://energycapitalpower.com/ (10. 11. 2023).

23. Sonangol E. P. URL: https://www.sonangol.co.ao/ (10. 11. 2023).

24. Налоги в нефтедобыче: реформа 2020. Исследование "ВЫГОН Консалтинг". Режим доступа на 10. 11. 2023: https://vygon-consulting.ru/upload/iblock/0b6/vygon_consulting_tax_reform_2020.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Енина Е.С., Нето Э.Э. Обоснование стратегии развития сельского хозяйства Анголы: маркетинговый подход. Балтийский экономический журнал. 2024;(3(47)):152-168. https://doi.org/10.46845/2073-3364-2024-0-3-152-168

For citation:


Enina E.S., Neto E.E. Justification of the agricultural development strategy in Angola: marketing approach. Baltic Economic Journal. 2024;(3(47)):152-168. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2073-3364-2024-0-3-152-168

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-3364 (Print)