Межбюджетные формы и цифровые методы регулирования их отношений
https://doi.org/10.46845/2073-3364-2022-0-2-87-107
Аннотация
Обобщается действующий аппарат организации межбюджетных отношений в субъектах РФ. Подчеркиваются проблемы обеспечения межбюджетного выравнивания, в основе решения которых лежит неравномерность налогового потенциала муниципалитетов. Целью исследования является обобщение действующей практики межбюджетных отношений и выработка предложений по их совершенствованию в условиях развития цифровых платформ государственного управления. В качестве основного в исследовании используется логико-эмпирический метод познания. Представлены основные положения межбюджетного выравнивания в Калининградской области. Рассматривается актуальность исследования как научно-прикладной системы знаний для развития бюджетных отношений по вертикали уровней власти в стране. Отмечено, что теоретические положения совершенствования и развития системы межбюджетного выравнивания должны осуществляться на стыке двух экономических научных школ - теории финансов и теории эконометрики. Это даст возможность сформировать теоретическую базу такого нового теоретико-прикладного понятия государственных финансов как "Цифровой бюджет", важнейшей составляющей частью которого являются межбюджетные отношения. Подчеркивается, что на научных положениях информатики финансы как экономическая категория получают новую форму знаний – цифровой финансовой эконометрики. Обосновано схематическое представление логики установления межбюджетных отношений в условиях цифровой платформенной экономики в субъекте РФ (в области). Анализируется природа и содержание межбюджетного выравнивания как экономического явления, подчеркиваются особенности организации межбюджетных отношений на основе единого вычислительного цифрового комплекса расчета и обоснования вертикальных параметров выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Рассматривается цифровизация межбюджетных отношений с использованием принципов действующей бюджетной классификации расходов и доходов бюджетной системы страны. Наглядно схематически обобщается процесс межбюджетного выравнивания бюджетов муниципальных образований в сравнительной форме на цифровых и аналоговых платформах. Основной вывод исследования заключается в утверждении цифрового контента взаимоотношений как важного фактора совершенствования межбюджетных отношений в стране.
Ключевые слова
Об авторах
Л. И. СергеевРоссия
Леонид Иванович Сергеев, доктор экон. наук, профессор; председатель Контрольно-счетной палаты Калининградской области
Калининград
Д. Л. Сергеев
Россия
Дмитрий Леонидович Сергеев, канд. экон. наук, доцент
Калининград
Список литературы
1. Molchanov I. N., Molchanova N. P. Improvement of inter-budgetary relations and spatial development in 2021-2023. Economy. Taxes. Right. 2021;14(1):100-111. (In Russ.).
2. Fedorov S. G. Fighting the poverty of the regions: subsidies or tax incentives? // Russian entrepreneurship. 2012. No. 15. P. 17-24. (In Russ.).
3. Boltinova O. V. Some problems of the budget legislation of the Russian Federation // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MSLA). 2015. No. 3. P 87-92. (In Russ.).
4. Biryukov A. G. Budget credits as an instrument of inter-budgetary regulation // Financial business. 2012. No. 5. P. 32-38. (In Russ.).
5. Buchwald E. Russian federalism is at a critical turn of development. Economic issues. 2008;(9):70-83. (In Russ.).
6. Karchevskaya S. A. Development of financial independence of local self-government at the present stage // Finance. 2009. No. 8. P.15-22. (In Russ.). (In Russ.).
7. Yakobson L. Budget reform: Federalism or results-based management? Economic issues. 2006;(8):31-45. (In Russ.).
8. Gritsyuk T.V. Fiscal federalism and inter–budgetary relations. Moscow Publishing House: Finance and Statistics. 2004. 87 p. (In Russ.).
9. Graborov S. V. The procedure for calculating the optimal two-level budget and tax structure. Moscow: TSEMI RAS, 2007. 42 p. (In Russ.).
10. Willoughby W. F. The movement towards budget reform in the USA // Classics of the theory of public administration: American school / Edited by J. Shafritz, A. Haida. – Moscow, 2003. P. 51-56.
11. Leksin V. N., Shvetsov A. N. State and regions: theory and practice of state regulation of territorial development. 6th edition, stereotypical. Moscow: Book House "LIBROCOM", 2012. 368 p. (In Russ.).
12. Shvetsov A. N. The roads we choose: a century and a half of reforms and counter-reforms of local self-government //Municipal property: economics, law, management. 2016. No. 3. P. 6-10. (In Russ.).
13. Slepov V. A., Shuba V. B., Burlachkov V. K. Priority directions of development of inter-budgetary relations // Finance. 2009. No. 3. P. 25-27. (In Russ.).
14. Lavrov A. M. Transition to a new system of inter-budgetary relations in the subjects of the Russian Federation // Finance. 2004. No. 9. P. 6. (In Russ.).
15. Kadochnikov P., Sinelnikov-Murylev S., Trunin I., Chetverikov S. Reform of fiscal federalism in Russia: the problem of soft budget constraints / P. Kadochnikov, S. Sinelnikov-Murylev S., I. Trunin [et al.]. Economic olicy. Number: 3 Year: 2006. P.148-181. (In Russ.).
16. Sergeev L. I. Program mechanisms of state management of regional finances. Management and Business Administration. No. 4, 2013. P. 38-47. (In Russ.).
17. Sergeev L. And et al. Problems and development of the budget and tax system of the public sector of the exclave region of Russia (monograph) /L. Sergeev [et al.]. Publishing House of KSTU, Kaliningrad, 2014. 213 p. (In Russ.).
18. Sergeev L. I., Drozdova T. V. Development of inter-budgetary relations in Russia and audit of inter-budgetary transfers in the Kaliningrad region. Baltic Economic Journal. 2(30) June, 2020: 20-38. (In Russ.).
19. Yushkov A. Budgetary decentralization and regional economic growth: theory, empiricism, Russian experience // Economic issues. 2016. No. 2. P. 94-110. (In Russ.).
20. Kosorukov A. A. Digital government in the practice of modern public administration (on the example of the Russian Federation) // Trends and management. 2017. No. 4. P. 81-96. (In Russ.).
21. Sidorenko E. L., Bartsits I. N., Hisamova Z. I. Efficiency of digital public Administration: theoretical and applied aspects. Issues of state and municipal administration. 2019. No. 2. P. 93-114. (In Russ.).
22. Dobrolyubova E. I. The digital future of public administration by results / E. I. Dobrolyubova, V. N. Yuzhakov, A. A. Efremov M. [et al.]. Publishing House "Delo" RANEPA, 2019. 114 p. (In Russ.).
23. Systematization and electronic coding of functions and powers in the public administration system: monograph / edited by I. L. Bachilo, M. A. Lapina; Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow: Justice, 2016. 208 p. (In Russ.).
24. Sergeev L. I., Yudanova A. L. Digital economy. Textbook for universities. Vulture UMO IN. Moscow, Yurayt Publishing House, 2020. 332 p. (In Russ.).
Рецензия
Для цитирования:
Сергеев Л.И., Сергеев Д.Л. Межбюджетные формы и цифровые методы регулирования их отношений. Балтийский экономический журнал. 2022;(2(38)):87-107. https://doi.org/10.46845/2073-3364-2022-0-2-87-107
For citation:
Sergeev L.I., Sergeev D.L. Inter-budgetary forms and digital methods of regulating their relations. Baltic Economic Journal. 2022;(2(38)):87-107. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2073-3364-2022-0-2-87-107