Preview

Балтийский экономический журнал

Расширенный поиск

Глобальная бифуркация в инноватике

https://doi.org/10.46845/2073-3364-2025-0-3-129-148

Аннотация

Целью работы является анализ глобальной бифуркации в инноватике, вызванной ускоряющимся развитием искусственного интеллекта и неконтролируемым внедрением его результатов в экономику и общественное сознание. Искусственный интеллект позволяет создать принципиально новые формы образования и обновления знаний и производства, инклюзивность в различных направлениях науки и техники, экономической, общественной и духовной жизни, экологического просвещения. Подчеркивается, что его развитие становится самоподдерживающимся процессом, поэтому актуализируются вопросы оценки рисков, понимание природы этих рисков, оценка и гарантии предотвращения последствий рисков по мере их возникновения. Показаны два различающихся подхода в стратегии развитии искусственного интеллекта, сформулированные в основополагающих документах, принятых руководствами США и Китая в июле 2025 года. Показано, что в процессе развития искусственного интеллекта в глобальной экономике и общественном сознании, в деятельности предприятий и организаций, в образовательном процессе сформировалось состояние бифуркации, выходом из которой могут стать новые принципы стратегирования, включающие экономику знаний и непрерывное инклюзивное образование, так как меняется роль образования в развитии искусственного интеллекта

Об авторе

Абдурашид Яруллаевич Яфасов
ФГБОУ ВО "КГТУ
Россия


Список литературы

1. Ray Kurzweil on how AI will transform the physical world. The changes will be particularly profound in energy, manufacturing and medicine, says the futurist // The Economist, Jun 17th 2024.

2. Яфасов А. Я., Томашук Н. А. Медиация как ресурс устойчивого развития // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2025. № 2(72). С. 18–30.

3. DeepSeek. DeepSeek-V3 Technical Report. – December. – 2024. – 53 р.

4. Mohanty, Sh. The DeepSeek Series: A Technical Overview. – 06 February 2025.

5. DeepSeek. DeepSeek-R1: Incentivizing Reasoning Capability in LLMs via Reinforcement Learning. – 22 January 2025. – 22 p.

6. Платов А.В., Гаврилина Ю.И. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т.10. №1. С. 26-43.

7. Kwet M., Prinsloo P. The ‘smart’ classroom: a new frontier in the age of the smart university // Teaching in Higher Education. 2020. 25(6). Р. 1-17.

8. Rowe M. Shaping our algorithms before they shape us. In J. Knox, Y. Wang, and M. Gallagher (Eds.). Artificial intelligence and inclusive educa tion: Speculative futures and emerging practices. 2019. pp. 151-163.

9. Chaudhry M. A., Kazim E. Artificial Intelligence in Education (AIEd): a high-level academic and industry note 2021. AI and Ethics (2022) 2:157–165

10. Winning the Race America’s AI Action Plan. The White House. Washington, July 2025, 25 p.

11. Rebecca Cairns. China pitches global AI governance group as the US goes it alone. Updated Jul 29, 2025 Published Jul 28, 2025.

12. PITBLIC LAW 88-864-SEPT. 2, 1958 AN ACT. To strengthen tbe national defense and to encourage end assist ln the expanslon and -improvement of educational programs to meet critical national-needs; and for other purposes. рp.1580 – 1605/

13. Kevin R. Kosar. Federal Education Policy History. A nonpartisan educational resource. National Defense Education Act of 1958, on june 3, 2011.

14. Виктор Садовничий: уровень школьного образования падает во всем мире. Интервью РИА 08.02.2011. https://ria.ru/20110208/331783413.html.

15. Global AI Governance Action Plan. Ministry of Foreign Affairs. People’s Republic of China. Updated: JULY 26, 2025. https://www.mfa.gov.cn/eng/xw/zyxw/ 202507/t20250729_11679232.html

16. The 2025 World Artificial Intelligence Conference - WAIC-2025. https://english.shanghai.gov.cn/en-2025WAIC/index.html.

17. World Artificial Intelligence Conference (WAIC) 2025. ThemeGlobal Solidarity in the AI Era. Conference Theme: Global Cooperation in the Intelligent Era.

18. Кострикова, Н. А., Меркулов, А. А., Яфасов, А. Я. Интеллектуальные технологии в подготовке кадров для морской индустрии // Морские интеллектуальные технологии. – 2017. – № 3-1 (37). – С. 109–117.

19. Яфасов, А. Я. Цивилизационная матрица российского предпринимательства // Известия КГТУ. 2023. – № 69. – С. 123–138.

20. Yafasov, A., Kibalnikov, S., Merkulov, A. and Gordeeva, E. Additive Technologies for Adaptive Creativity Flexible Express Design in an Exponential Economy. Ecosystems Without Borders Opportunities and Challenges. Lecture Notes in Networks and Systems. – Springer, 2022. – Vol. 474. – Рр. 231-242.

21. Яфасов, А. Я., Кострикова Н. А., Меркулов А. А. Точки кипения в университетах – новый инструмент развития инновационного потенциала регионов России // Вестник ВГУ. Экономика. – 2023. – Т. 25, № 3.– С. 93–107.

22. Maitakov, F. G., Merkulov, A. A., Petrenko, E. V., Yafasov, A. Ya. A System for Training Innovative Entrepreneurs with the Use of an Aggregator Platform for the Digital Economy. Ecosystems Without Borders Opportunities and Challenges // Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2022. Vol.474. P. 177–196.

23. Heidrich Vicci. Emotional Intelligence in Artificial Intelligence, A review and evaluation study. May 09, 2024. SSRN Electronic Journal.

24. Emine Kambur. Emotional Intelligence or Artificial Intelligence?: Emotional Artificial Intelligence. Florya Chronicles of Political Economy - Year 7 Number 2 - October 2021 (147-168).

25. Kim Y., Soyata T., Behnagh R. F. Towards . Emotionally Aware AI Smart Classroom: Current Issues and Directions for Engineering and Education //IEEE. 2018. 6. Р. 5308-5331.

26. Волков Р., Артёменко В. Мониторинг и анализ технологического развития России и мира. №42, 2 кв. 2025 г. 40 с. 24.07.2025. http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/HT_Mons/2025/II2025.pdf

27. Консалтинговая компания Accentur. https://www.accenture.com/us-en/services/data-ai .


Рецензия

Для цитирования:


Яфасов А.Я. Глобальная бифуркация в инноватике. Балтийский экономический журнал. 2025;51(3(51)):129-148. https://doi.org/10.46845/2073-3364-2025-0-3-129-148

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-3364 (Print)